Старый Крым

Вторник, 27 сентября 2011 г.
Рубрика: Отдых в Крыму
Метки:
Просмотров: 5011

карта старого крыма

Старый Крым - вовсе не такой, как современный ЮБК засыпанный московскими деньгами. Название намекает: вот таким был когда-то Крым, пока деньги не уселись на трон. Здесь дешево и просто. Рекомендую.

Через Старый Крым ходят маршрутки-автобусы из Симферополя в Феодосию и назад. Трасса оживлена. Железнодорожного сообщения нет - ближайшая станция Кировск, за 10 км.

На выезде из поселка в сторону Симферополя, говорят, есть гостиница. Мы же остановились на ночевку в противотуберкулезном санатории "Старый Крым", известный тем, что там двадцать лет работал большой М. Амосов (замечательная прогулка к санаторным зданиям чистым и душистым сосняком), заплатив лишь по 10 гривен из лица за ночь. Санатории именно в таких местах и строить - это климатический низкогорный курорт на высоте приблизительно полкилометра над уровнем моря, которое находиться недалекого отсюда.  В селении есть несколько магазинов, кафе и столовая.

Прародитель названия.

горы Старый Крым

Здесь стоит остановиться не только раде архитектуры. Древний торговый город, который помнит еще дотатарские времена, за время своего существования изменил много имен. В начале первого тысячелетия тавры называли его Кария. (Хотя по другим данным, первые сведения о поселении появились только в 6 в.). Потом оно было Солхатом (как вариант - Солкат или Сурхат, это уже XIII - XV ст.), Керимом, Ески Крымом (Eski Qırım, к 1783р.), в конечном итоге - Крымом. Именно это поселение щедро разделило пополам имя, поделившись с полуостровом. А потом, чтобы не возникло путаницы между Крымами, город начали называть Старым Крымом. А варианты названия... Они лишь варианты: только в исторической хронике "Сельджук-наме" (XIIIст.) их насчитывается аж пять. Не меньше существуют и вариантов "расшифровки" слова Солхат.

Скажем, О. Григорьев считал, что этимология в данном случае пошла на лево: тюркский "сол" означает определенное место в пространстве, "сол хат" - возможно, левое поселение. То, что в стороне от Черного моря, короче. С некоторыми уточнениями с этой версией соглашается еще один ученый, М. Крамаровский.

Еще некоторое время поселение называлось Левкополь (Белый Город) - с 8.02.1784 по 02.04.1784р. город был столицей Левкопольского уезда. Это было во времена правления Екатерины II (она, кстати, во время своего крымского вояжа, осуществленного вместе с цеcарем Иосифом II, который путешествовал инкогнито, как граф Фалькенштейн, останавливалась на ночевку в специально построенном в Старом Крыму дворце. Было это 27 мая 1787г. ).

Новая мечеть в Старом Крыме.

новая мечеть в Старом Крыме

Город в Крыму - и нет моря? Чудо. Но так и есть. Нет моря - были другие плюсы: в Кафу (Феодосия) спешили караваны товаров из Восточной Европы. Из Кафи шли караваны в Восточную Европу. А Солхат - он расположился как раз на пути, выгодно Есть работа для торговцев, есть и для ремесленников, товары которых с удовольствием скупали жители степного Крыма.

А еще есть горы: старый Аргамиш, крайний во Внешней крымской гряде, нависает рядом из Солхатом, отрезает морской горизонт. В его склонах ожидают на туристов пещеры и шахты "Лисий хвост" и "Бездонный колодец".

Батый, бабай украинской истории, разрушитель, абсолютное зло, повлек расцвет Старого Крыма: его войска захватили поселение в начале ХIII ст. и... Невольники опоясывают город стенами и башнями, роют вокруг глубокие рвы. Говорят, с востока поселение до сих пор сохранились остатки тех фортификаций... Из небольшого городка вырастает могучий Солхат. Еще несколько сувениров с тех времен - на упоминание: остатки караван-сарая и монетного двора.

Времена, в которые поселение прожило под именем Солхат, вспоминаются Старым Крымом с наибольшей ностальгией: центр Крымского улуса Золотой Орды, многочисленнее всего за населением город Таврии, арабские летописи учтиво назвивают ал-Кирим "вторым Багдадом"...

Хотя и до той поры о городе вспоминали чужеземные летописцы: евреи и армяне, итальянцы и испанцы. А на китайской карте 1331р. город обозначен как Сагила.

Старый Крым вид издалека

 Хроника прошедших эпох.

Уже упомянут М. Лавочник, руководитель Старокримской археологической экспедиции, отправленной сюда Эрмитажем в 1978 году, выделил 5 этапов развития поселения.

1. Домиский этап (1240-1280рр.). Этап, когда из христианского и иудейского поселков формируется центр ордынского улуса. В 1253р. возводится дворец по приказу хана Батыя. Торговля с венецианской Сугдеею (Судаком) и генуэзской Каффою (Феодосией). Сюда переселяется достаточно большая колония малоазийских тюрков.

2. Конец ХIII - первая половина XIV ст. Времена правления хана Узбека в Орде и Тулук-Тимура в Солхати. Поселок превращается в город. Строительный бум, не без участия архитектора Абдула-Азиса аль Ирбили. Растут не только укрепления, появляются караван-сараи и фонтаны. Близко 1287р. здесь возводится пятничная мечеть. Генуэзцы из Каффи - наилучшие друзья и приятели. Эге же - потому что деньги для них выпускает монетный двор Солхата.

3. 1350-1380гг. Последние волны строительной лихорадки. Кризис в Золотой Орде. Потребность в фортификациях.

4. Конец XIV - первые десятилетия XV веков. Могучая Каффа из друга превращается в соперника дряхлеющего Солхату. В конце концов, генуэзцы сами начинают выпускать свои монеты, Солхат уже не монополист и не жандарм региона.

5. 1454г. Хаджи-Гирей переносит столицу крымского ханства в горную крепость Киркер. В течение следующих нескольких десятилетий ханы все еще производят свои монеты в Солхати и поддерживают по старой привычке  свою резиденцию, но со временем город всходит на маргинес истории. На горизонте загорается звезда Бахчисарая.

 Мечеть хана Узбека.

мечеть хана Узбека

Именно в славные солхатские времена возводится мечеть хана Узбека - говорят, самая старая из мечетей Крыма (1314р.). У нее, правда, были предшественницы в Солхате: вроде бы в 1288р. там построили святыню на средства египетского султана.

Конечно, до наших времен мечеть дошла с численными перестройками. Даже сравнив современное фото сооружения - и ее же изображение в четырехтомнике "Памятники градостроительства и архитектуры УССР", замечаешь колоссальную разницу: 30 лет тому назад рядом с мечетью торчал лишь сломанный зуб минарету, двор не ухожен, забыт...

В плане мечеть прямоугольная, вытянута из севера на юг. Это шестистопная базилика. Восточная и западная стены составлены из бутового камня с деревянными связками. Резной портал с датой в нише и основа минарета построены из обработанного камня. Крыша покрыта черепицей.

Когда-то сооружение было выше: об этом свидетельствуют размеры портала, верхняя часть которого отсутствует, ее заменили доработали во время реставрации мечети. Лилейные капители в резблениях оригинального портала, богатый сельджукский орнамент свидетельствуют о незаурядном мастерстве солхатских каменотесов.

Мечеть хана Узбека

Из первичного объема святыни сохранились часть северной стены с порталом и, возможно, колонны с арками в интерьере. Внутри пространство разделено на три нави, отделенные одна от другой рядами тонких колон сталактитовыми капителями. Сохранился распрекрасный михраб. Интерьера не видела - я учтиво постучала в двери, и мне никто не спешил открывать, хотя свет горел и рядом с мечетью стояло несколько автомобилей.

Возвел мечеть крымский строительный Абдула-Гази-Юсуф ибн Ибраим Езбали, о чем свидетельствует надпись на одной из стен.

 Руины медресе. 

  руины старый крым

Рядом с мечетью Узбека, позади сооружения - живописные руины медресе (мусульманское духовное училище). Хотя относительно назначения здания ученые все еще сомневаются: возможно, это был монастырь.

Более длинное время его возведения датировали тем же годом, что и сооружение мечети (1314), и последние исследования доказали, что достопримечательность относится к другой эпохе (1332-1333). Медресе возникло тогда, когда уже существующая мечеть Узбека пережила реконструкцию. Тогда небольшие окна по сторонам от михраба, в южной стене, которая выходит как раз на медресе, были заложены и переделаны на нише. Почему? А потому, что новое сооружение, которое выросло рядом, сделало окна ненужными.

Медресе в плане приближено к квадрату с открытым внутренним двором. Когда-то вокруг него по периметру располагались кельи с узкими окнами, больше похожими на бойнице. Вдоль келий тянулись узкие галереи-навесы на каменных опорах. Кое-где и сейчас можно проследить их ограненные базы. Возможно, кельи были даже двухэтажными.

медресе

Каждая келья была перекрыта сводом из мелкого бута на песчано-известняковом растворе. Из такого же камня построили и стены дома - кроме углов медресе и оконных и дверных отверстий, а еще порталу главного входа. На них пошли большие, красиво подогнанные каменные блоки.

На каждом углу медресе вырастали открытые во двор большие экседры - глубокие квадратные ниши с полуциркульными сводами.

Во время археологических раскопок найденные монеты и остатки керамики, остатки облицовывающего майоликой деревянного постамента, фрагменты мраморных и резбленных надгробий XIV - XV веков. Все это было найдено под завалами кирпичного дюрбе (мавзолея). Думаю, кое-что из найденного я и видела неподалеку от мечети - там устроен своеобразный мини-музей под открытым небом.

танцевальный зал

 Другие прелести Старого Крыма.   

Древняя церковь. В Старом Крыму сохранилась также древняя церковь (Х-ХIIст.) - сооружение зального типа, составленное из вапняка на известняковом же растворе со старательно затертыми швами.

Западная и северные стены сохранились частично. Входы в храм - с запада и юга, над южным входом сохранился портал, а еще стрелообразные ставни, которые сейчас очутились на уровне земной поверхности, - за тысячелетие культурная прослойка подросла на метр.

Тысячелетняя церковь - это сначала ты думаешь "Вау"! и вертишься вокруг каменного куба, не зная, с какой еще стороны его сфотографировать и как выразить восхищение чем-то настолько древним. После посещений еще несколько церквей-товарок того же периода азарт немного утих - такая уже здесь земля, древностей в Крыму много.

Следующая достопримечательность - остатки монетного двора, одного из наибольших сооружений Солхату - двухэтажного караван-сарая (лишь две стены от ограждения его огромного двора) и руины Куршум-Джами (XIVст.) - "свинцовой" мечети, названной так потому, что швы в ее кладке вроде бы для увеличения прочности заливали расплавленным свинцом.

Карпаван-сарай

Остатки надгробий около мечети Узбека.

В Старом Крыму функционирует музей Александра Грина (ул. К.Либкнехта, 56, филиал феодоского музея писателя), автора романтичных повестей. Маленький белый домик, где человек, который придумал Зурбаган, доживал свои последние дни (июнь-июль 1932р.), Писатель имел две небольших комнаты - одну для себя, другую для жены с тещей. Здесь хранятся его личные вещи, фотографии, портрет кумира - Эдгара По.

Похоронен А. Грин на старокрымском кладбище.

 

 

 

музей Александра Грина

Неподалеку от него лежат кинодраматург Алексей Каплер, поэт Г.Петников, Вадим Охотников. Но наиболее интересное лицо, которое покоится в этой провинциальной тишине, - Жанна где Ла Мотт Валуа, авантюристка и героиня романа Дюма-отца. Миледи Винтер - что-то наподобие того. Фрейлина Марии Антуанетты, одна из любовниц короля, через которую и разгорелось дело об алмазных бусах стоимостью в невероятные 1 600 000 ливров (какое она себе присвоила). Напомню: дело стало толчком для начала революции 1789р. Обитаемая опальная скандалистка поблизости Артеку, любила конные прогулки. Во время одной из них (1826р.) упала с коня вблизи Ески-Крыма. Ее могила, украшенная бурбонскими королевскими лилиями, хранилась до 1960-х годов, пока старое кладбище не переросло в персиковый сад.

В свое время О. Грин превратил город в своеобразную литературную Мекку. Здесь десять лет (1958-1968) проживал на ул. Розы Люксембург поэт и переводчик Григорий Петников, бывали Всеволод Рождественский, Царевич (малоизвестный сейчас литератор-загадка: после ранения во времена Второй мировой его лица, искаженного пулей, уже не видел никто. Его даже в Союз писателей приняли заочно), Тарасенко, Марина и Анастасия Цветаевая, Викентий Вересаев, Мариета Шагинян, Юлия Друнина.    

Санаторий "Старый Крым".

 Любили Старый Крым и художники. Только эти земли отошли к русской короне (1783р.), как сюда приехал мастер пейзажа Михаил Иванов (1748-1843): в командировку, зарисовывать города и села присоединенных к империи земель. В художественном наследстве Иванова 10 акварелей с видами Старого Крыма.

Иван Айвазовский, гордость Феодосии, маринист мировой славы, часто бывал в Старом Крыму: по ул. Дачной проживала его сестра, а неподалеку находились его имения Субаш и Шейх-Мамай (современное Айвазовское). Я читала, что дом сестры Айвазовского сохранился, и сейчас в нем противотуберкулезный санаторий. "Старый Крым", где мы ночевали? Хм, может быть.

На деньги мариниста в городе, кстати, возвели армянскую церковь, которая была украшена его работами. В Русском музее хранится рисунок "Фонтан в Старом Крыму".

Другие художники, которые бывали здесь: А. Остроумова-Лебедева, М. Волошин, Латри, К. Богаевский, который выполнил в 1925-27рр. большую серию акварелей и рисунков на задание Крымского комитета охраны достопримечательностей. Бывали здесь скульпторы Т.Гагарина и В.Стамов.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru mail.ru liveinternet.ru
Комментариев: 1
  1. На сайте не хватает таких достопримечательностей как: церкви Иоанна Крестителя и караван-сарая. Нет указаний на музей крымско-татарской культуры и т.д. Что касается Судака: съездить туда можно на один день - посмотреть крепость, посетить Новый Свет и больше там делать нечего.

Оставьте комментарий!

Комментарии модерируются.

Если Вы бывали в Судаке - напишите комментарий, нам интересны Ваши мысли про наш сайт.

(обязательно)

велосипеды comanche